0%

История электромобилей от А до Z: как развивалась сфера

30 сентября
330
4 мин.
Автор
Денис Бобылев
Специалист
Поделиться

Есть люди, которые отказываются пересаживаться на электромобили из-за одного простого аргумента. Это – машины без истории. И таких людей мы можем удивить – первый электротранспорт появилися раньше бензиновых автомобилей.

Стартовавшему примерно 10 лет назад периоду бурного роста сегмента электрокаров предшествовала 200-летняя история. Сегодня мы кратко пройдёмся по страницам истории электрокаров – от Роберта Андерсона до Илона Маска, от Baker Motor до BYD, Tesla и Zeekr.

Зарождение идеи электромобиля

Вы можете удивиться, как то электрокар придумали раньше бензинового автомобиля? На деле всё просто – ведь устройство «электрички» значительно проще двигателя внутреннего сгорания. Достаточно установить на обычную телегу простой электродвигатель и элемент питания. Именно так в 1832 (! ) году шотландский изобретатель Роберт Андерсон создал первый электрический автомобиль. И кстати – Никола Тесла тут не причём.

Впрочем, успешным изобретение Андерсона назвать не выйдет – это была повозка с неподъёмными свинцовыми аккумуляторами и маломощным электродвигателем. Поэтому её применение было ну очень ограничено. Но как говорится – маленький шаг для человека и огромный – для всего человечества. Старт развитию электромобилей был положен.

Более жизнеспособные проекты

Во второй половине XIX века в сфере электротехники произошёл ряд важных открытий. Они позволили немецкому инженеру Андреас Фалькеру разработать в 1879 году электрический автомобиль. Он смог передвигаться на расстояния до 20 километров. Это был уже заметный прогресс.

А в 1890-х годах произошел настоящий «бум» электромобилей. Конечно, по меркам того времени. Автомобили на электричестве применять в США и Европе как такси. Примерно в то же время коммерческие автомобили стала выпускать компания Baker Motor Vehicle Company. А экспериментальный электрокар La Jamais Contente («Всегда Недовольный») смог развить скорость в 105, 88 км/ч на прямой.

Не выдержали конкуренции

Ну и что пошло не так с электромобилями, если они хорошо развивались и показывали неплохой прогресс? Случилась конкуренция. В начале XX века известный всем Генри Форд запустил серийное производство бензинового Ford Model T, который стал доступным и массовым. А ещё он не имел проблем с запасом хода и был очень прост в использовании.

Конкуренция между бензиновыми и электрическими автомобилями резко обострилась. К 1920-м годам бензиновый транспорт занял доминирующую позицию на рынке, а к 1930-м годам электромобили фактически исчезли из обихода. Проблемами стала недостаточная развитость технологий того времени

В середине XX века про электромобили все успели забыть. На рынке доминировали автомобили с двигателями внутреннего сгорания. А электротранспорт превратился в объект исследований и экспериментов, не преследующих коммерческую выгоду.

Возрождение интереса к электромобилям произошло в конце XX века. Тогда мир пережил несколько скачков цен на нефть. К тому же люди начали более осознанно подходить к вопросу сохранения окружающей среды.

Современные технологии и начало рассвета

С начала XXI века интерес к электромобилям возрос благодаря развитию технологий литий-ионных аккумуляторов, что существенно увеличило запас хода и уменьшило стоимость. Серийные автомобили стали выпускать Tesla, Nissan и Chevrolet. Конечно, все знают историю успеха Tesla и Илона Маска. Но многие упускают из вида совсем другую сторону света – Китай.

В конце 90-х годов в Китае появилась компания под названием BYD. Она начинала с производства подзаряжаемых аккумуляторов. Очень быстро эта компания стала лидером по производству аккумуляторов для электроники в Китае. Избыток денег было решено потратить на сферу автомобилей.

В 2003 году появилась компания BYD Automobile. Лейтмотивом её развития стал выпуск электромобилей, хотя начинала компания с простеньких копий Toyota Corolla. Первый гибридный автомобиль компании был выпущен в 2008 году. А первый электрокар – в 2009. В это же время ряд других компаний в Китае занимался контрактной сборкой электромобилей мировых брендов.

Увидев интерес к сфере электромобилей и озаботившись качеством воздуха в загазованных мегаполисах, Правительство Китая решило поддержать развитие сегмента электромобилей. В итоге были введены субсидии для бизнеса, которые спровоцировали появление огромного количества стартапов. Именно на этой волне успеха появились хорошо известные в наши дни XPeng, NIO и Lixiang.

В 2020 году в Китае произошёл настоящий всплеск продаж электромобилей и гибридов, который продолжается до сих пор. Уже сейчас больше половины рынка новых автомобилей в КНР – гибриды или электрокары. Увидев восходящую тенденцию, к ней присоединились многие производители. Так, компания SAIC создала электрические марки RISING и IM; Changan основал бренд AVATR; а Geely дала жизнь безумно популярному в России ZEEKR.

Из-за поддержки правительства и сильной технологической базы именно Китай стал локомотивом сегмента электромобилей. Уже сейчас к нему за помощью обращаются ведущие мировые компании в лице Volkswagen Group, Toyota и Stellantis.

В будущем многие страны планируют отказаться от бензиновых автомобилей в пользу электрокаров. Но даже и без этих государственных инициатив понятно, что электрокары уже никогда не будут забыты, как в XX веке. С каждым днём они будут становиться всё более явной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.