По словам премьер-министра Михаила Мишустина, в России займутся производством собственных электромобилей.

Такой анонс он сделал на заседании Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. До этого Ассоциация европейского бизнеса провела исследование, результат которого говорит о следующем: в России рынок электрокаров будет увеличиваться вдвое каждый год.
Первый блин российских электромобилей – комом?
Первым серийным российским электромобилем должен был стать City Modul 1 от компании Zetta. Однако запуск производства был отложен на неопределенный срок, потому что компания не смогла получить заем в 99,9 миллиона рублей от Фонда развития промышленности (ФРП).
Одной из первых попыток создать экоавтомобиль стала «Маруся». За этим автомобилем стоит имя шоумена Николя Фоменко. Этот проект он создавал совместно со своими партнерами – Антоном Колесниковым и Ефимом Островским. В 2008 году началась разработка гоночного автомобиля. В том же году он был представлен широкой публике. В компании был не один десяток прототипов, но только 4 спорткара вышли в серийное производство. Уже в декабре 2009 года российская разработка приняла участие в Формуле-1.
Однако в 2014-м гоночная команда объявила о банкротстве и в целом сам проект был закрыт. Об автомобиле: было разработано два концепта спортивных автомобилей – B1 и B2. Они различались только формой кузова. Кузовные панели спорткаров из карбона с добавлением автоклава, под капотом три варианта двигателя: атмосферник объемом 3,5 литра и мощностью 300 л.с., а также турбированный мотор объемом 2,8 литра мощностью 360 или 420 л.с. Максимальная скорость – около 250 км/ч.
Электрокар от Сбера: как, что, зачем
Передовой проект от SberAutoTech (одно из подразделений Сбера) – ФЛИП. Разработка представляет собой четырёхколёсный робомобиль с интересной внешностью и наивысшим уровнем автономности. В SberAutoTech говорят, что это общественный транспорт будущего, призванный разгрузить дороги мегаполисов, снизить уровень выбросов и предоставить своим пассажирам высокий уровень комфорта.
ФЛИП создан на электрической платформе, которую от начала и до конца проектировали SberAutoTech. Съёмные аккумуляторы можно заменить за 5 минут в случае разрядки, соответственно, это решает проблему «последней мили».
Вместительный салон ФЛИП из-за необычной компоновки кузова с комфортом разместит до 6 пассажиров. Помимо обычной версии, у ФЛИП-а есть грузовая версия. Чтобы ориентироваться на дороге электромобиль использует систему радаров, лазерных дальномеров и камер. Пока что прототип тестируют на закрытых полигонах, но в скором времени мы увидим его серийную версию.
Электромобиль Monarch от российских инженеров, настолько ли не имеет аналогов?
/p>Ещё одна крайне интересная разработка российских автопроизводителей – Monarch. Электромобиль разрабатывается «Новые технологии Сибири» совместно с Казанским федеральным университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Новосибирским государственным техническим университетом. Помимо прочего к проекту присоединилась РОСНАНО.
В чём особенность нового Монарха?
- Графен-магниевые аккумуляторы. Ёмкость такого материала на 1 кг массы составляет 7 кВтч, а этот показатель выше, чем у большинства конкурентов. Аккумулятору из графен-магния требуется всего 3,6 мин, чтобы зарядиться до 100%.
- Имеется возможность поставить электродвигатель на каждую ось. Получается, что Монарх может быть с передним, задним и полным приводом. Предполагаемая мощность одного электродвигателя составляет примерно от 100 до 150 кВт. КПД – 95%. Режим рекуперации помогает вернуть до 85% энергии.
- Запас хода около 500 километров. Предполагается, что в скором времени эта цифра будет увеличена до 1000 км.
- Электромагнитная подвеска обеспечит комфорт от езды на любых дорогах. Помимо прочего, движущиеся части подвески работают в режиме генератора, т.е. вырабатывается дополнительный ток.
- Автопилот. Электромобиль будет оснащён системой самоуправления с искусственным интеллектом.
Цена нового Monarch варьируется в диапазоне от 1,5 до 4,7 миллионов рублей. Первые серийные электромобили будут поставлены новым владельцам до конца 2021 года.
Ещё несколько перспективных российских разработок
КАМА-1
Интересный проект от автоконцерна КАМАЗ и СПбГУ. Первый отечественный трёхдверный кроссовер работает на литий-ионных батареях, разгоняется до 150 км/ч, а запас хода составляет 250 километров без подзарядки. Предполагаемая стоимость – от 1 млн. руб.
Zetta
Мы уже упоминали о российском стартапе выше. Пока проект находится в подвешенном состоянии из-за недостатка финансирования. Однако, сам отечественный электрокар довольно интересен и мы надеемся, что он дойдёт до стадии серийного производства.
Трёхдверный хэтч работает от батарей, ёмкость от 10 до 32 кВтч. Запас хода от 200 до 560 км, в зависимости от аккумулятора. Небольшой электромобиль City Modul 1 разгоняется до 120 км/ч, а вес составляет 468-708 кг (тут опять всё зависит от батареи). Цена пока что неизвестна.
Ё-мобиль
Один из первых попыток отечественного автопрома создать электрокар. Курировал проект лично Михаил Прохоров, а сама идея возникла в далёком 2010 году. Прототип лично протестировал президент РФ Владимир Путин и дал положительную оценку ездовым характеристикам автомобиля на электрической тяге. Однако, со временем интерес к Ё-мобилю поугас, финансирование прекратилось и проект заморозили. Сейчас «Ё-Инжиниринг» выкупил SberAutoTech, а что будет с проектом в дальнейшем покажет только время.
Российский автопром имеет большой потенциал в развитии рынка электромобилей. У нас хватает квалифицированных инженеров, молодых и талантливых предпринимателей, готовых на новые свершения и открытия. Только всем нужны деньги для научных изысканий и, что удивительно, государство и частный бизнес готовы инвестировать перспективные проекты. Что же, будем ждать когда наши дороги наводнят электромобили отечественного производства.