Принято считать, что электромобиль появился гораздо позже автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Хотя первый электрокар был разработан ещё в 1834 году и больше напоминал тележку, чем автомобиль нормального размера. Чтобы вы понимали временную пропасть между электромобилем и ДВС, то первый экипаж с двигателем внутреннего сгорания (тогда ещё трудно было назвать это автомобилем) был сконструирован только в 1870 году.
Почему в XX веке победил автомобиль с ДВС?
Причина почему электромобили не получили массового распространения крайне проста: в то время ещё не умели создавать дешёвые аккумуляторы большой ёмкости, чтобы их хватало на преодоление больших расстояний. А вот у ДВС такой проблемы не было, его мощности хватало для перевозки груза и достаточного количества дешёвого горючего в баке.
Также свою лепту внесла Первая мировая война. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания были необходимы фронту для быстрой транспортировки провизии, вооружения и медикаментов. Все силы и средства бросили на доработку слабых мест авто с ДВС: сцепление, трансмиссию и саму ненадёжность двигателей.
А после окончания противоборства, никто уже не был заинтересован в дальнейшем развитии электромобилей. Слабые места устранили, производство и ремонт наладили, так зачем сейчас растрачивать и так дефицитные ресурсы на новые разработки?
Борьба за свою нишу
Электромобиль более выгоден в эксплуатации: он неприхотлив, не имеет выхлопных газов, очень надёжен из-за простоты конструкции. Потому развитие электрокаров продолжилось, хоть и без серьёзных финансовых вливаний.
Авто на электрической тяге использовали там, где не нужно проезжать больших расстояний: на предприятиях для транспортировки рабочих по производственным площадям, перевозка небольших грузов. Рождённые в СССР возможно вспомнят грузовые троллейбусы, которые использовали электрическую сеть для обычных троллейбусов, но при этом возили всевозможный груз. Там, где троллейбусная магистраль заканчивалась, они переключались на встроенные аккумуляторы.
Гибридные версии
В XX веке появились первые гибридные версии. Электромотор имеет больший крутящий момент, а в тех случаях, когда вес авто не играет роли (в связи с большими размерами старых аккумуляторов) было решено использовать гибрид электромотора и двигателя внутреннего сгорания. Такой технологический тандем позволял использовать преимущества электродвигателя в виде отличной тяги и ДВС, который выступал элементом, приводящим в движение генератор, который в свою очередь подзаряжал батареи. Хорошим примером такого тандема служит карьерный самосвал БЕЛАЗ, выпускаемый по настоящее время.
В мире царствовал ДВС, и никто не хотел всерьёз инвестировать в наукоёмкое изучение тягового электродвигателя, но помогла электротехника. В этой отрасли хватало финансирования, и инженеры довольно быстро поняли, что аккумуляторы, установленные в переносную технику, достигли ёмкостных и стоимостных характеристик, пригодных для разработки электрокара с серьёзным запасом хода.
В 1997 году Toyota представила свой первый гибрид – Prius. Главную роль в нём играл двигатель внутреннего сгорания, а электромотор подключался в те моменты, когда использование ДВС было энергетически нецелесообразным. Prius быстро стал любимцем всех защитников окружающей среды за счёт своей экологичности (в сравнении с традиционным авто).
Первый современный электромобиль
19 июля 2006 года публике была представлена первая Tesla. Автомобиль, полностью работающий на литий-ионных аккумуляторах. Запас хода составил 320 км, а это означало, что развитие электромобилей в мире уже не остановить. Многие автоконцерны не хотели этого признавать, считая электрокары очередным веянием моды, и не хотели вкладываться в развитие отрасли.
Но впечатляющие успехи Тесла по продажам, заставили остальных активно развиваться в электрификации транспорта. Спустя время мы увидели электро-версии Mercedes, Audi, Nissan, BMW, VW Group. Китай, крайне озабоченный состоянием экологии в стране, начал вкладывать в индустрию миллиарды долларов и привлекать лучших специалистов со всего мира. Буквально за 10 лет они создали с нуля десятки автогигантов, которые производят электрокары: Geely, Great Wall, BYD, Nio, JAC, Byton, Aiways и многие другие.
Развитие электромобилей в России
Российские автопроизводители в принципе пока не готовы удивлять нас красивыми и динамичными автомобилями. Хотя если вспомнить Калину, Приору и все интерпретации «Самары», то стоит признать, что определённый прогресс всё же есть.
А вот с электромобилями ситуация сложнее. Этот сегмент крайне наукоёмкий и пока наши инженеры не смогли представить чего-то конкурентоспособного. Список российских «траев» по разработке электрокаров:
- Lada Ellada и Lada Vesta EV. Ellada представляет собой обычную Калину-универсал на электрической тяге.Характеристики не особо впечатляли: 81 л.с., запас хода на 150 км и максималка до 130 км/ч. За всё время производства было продано всего 96 единиц. Vesta EV была представлена лишь в виде прототипа и в серийное производство не пошла. Может, оно даже и к лучшему, потому что её техническая начинка особо не отличалась от «Эльлады».
- ZETTA City Modul стал продуктом особой экономической зоны в Тольятти. Смарткар способен уместить 4-х человек,запас хода 200 км. По задумке ZETTA электромобиль должен эксплуатироваться в больших городах. Вместо привычного руля, органом управления станет джойстик.
- КАМА-1 была разработана автоконцерном КамАЗ и СПбПУ. Кстати, выглядит прототип вполне неплохо, если такой дизайн пойдёт в серию, то его должен ждать успех. Электрокар оборудован батареей на 33 кВтч, а электромотор развивает 109 л.с. (80 кВт).
- MONARCH. Русская «Тесла» и очередная попытка России выпустить автомобиль в премиум-сегменте. Своеобразный электрический «Аурус» представляет собой лифтбек, который будет представлен в двух версиях: S200 и S400. Первый получит силовую установку на 272 л.с., второй – 544. Запас хода – 400 км.
Не так давно были представлен электромобиль от концерна «Калашников»… Но надеемся такой автомобиль никогда не увидит свет.
Сто лет ДВС-доминирования подходит к концу, это видно по мировым тенденциям. Дело даже не в том, что государства стали активно поддерживать покупку электромобиля всевозможными льготами. Просто электрокары наконец-то добрались до пика совершенства, устранив «детские» болячки. Электромобили упорно бились за место под солнцем и похоже их время наконец пришло.