История конкуренции электромобилей с машинами с двигателями внутреннего сгорания длиннее, чем кажется.

Еще в начале XX века электромобили успешно конкурировали с автомобилями на паровой тяге и бензиновыми автомобилями. Кстати, одним из немаловажных факторов было то, что на заре автомобилестроения все автомобили с ДВС запускались с рукоятки, вызывая дискомфорт, прежде всего, у представительниц прекрасного пола. Переключение скоростей тоже подразумевало серьезное физическое усилие. Как только появился электрический стартер, популярность автомобилей с ДВС сильно возросла.
Основными причинами выбора в пользу ДВС все-таки принято считать экономические. В первую очередь, это Model T от Генри Форда со стоимостью почти в три раза ниже стоимости среднего электромобиля. Во-вторых, после открытия техасских месторождений нефти стоимость бензина резко упала. И добавим к этому актуальную и сегодня проблему расстояния для электромобиля, а также тот факт, что еще в 30-е годы прошлого столетия электрификация в тех же Соединенных Штатах не дошла до существенной части домохозяйств. Электромобили заряжать было негде. Поэтому к концу 30-х годов они вышли из обихода.
КАКОЙ АВТОМОБИЛЬ ВЫБИРАЕТ ЗАПАД?
Разница в цене между электромобилем и автомобилем с двигателем внутреннего сгорания зависит от типа авто, его мощности, премиальности бренда и других факторов. Дельта цены между электромобилем и ДВС в Евросоюзе до субсидий составляет около 10 тысяч евро для компактных и субкомпактных электромобилей, до 15 тысяч евро для больших.
Согласно последнему отчету BNEF, разница в цене в Европе может быть нивелирована в 2025-2026 годах, в первую очередь для более крупных автомобилей, отчасти из-за более высоких затрат на соответствие требованиям по нормам выбросов CO2. Параллельно цена на аккумуляторы будет снижаться на 10% в год вплоть до 2030 года. Таким образом, в ближайшее время мы можем прогнозировать паритет между электромобилями и автомобилями с ДВС даже без субсидий, которые продолжают действовать в той или иной форме в большинстве стран ЕС.
ЧТО В РОССИИ?
В России, в отличие от Европы, нет субсидий для владельцев электромобилей, и только в ограниченных случаях общая стоимость владения электромобилем может быть сравнима со стоимостью владения автомобилем с ДВС, если речь идет о новых электромобилях. В нашей стране официально продается всего несколько марок электромобилей, но можно приблизительно оценить разницу в цене до 1,5 млн рублей для среднего класса и до 2 млн рублей для премиум-класса. Эта разница будет снижаться по мере налаживания местного производства, и мы видим объявление о таких планах со стороны ряда производителей, что является очень позитивным трендом.
Наши расчеты показывают, что приведенная к текущему году суммарная экономия от вождения электромобиля за семь лет при 20 000 км ежегодного пробега составляет примерно 600-700 тысяч рублей без учета потенциальной экономии на парковке. Из этого примерно 50-60% — это экономия на стоимости топлива, еще 20-30% — экономия на обслуживании. При значительном пробеге в год выгода растет. Экономия за счет бесплатной парковки условная и зависит от города. Если пользователь в среднем тратит 50 рублей в сутки на парковку, за семь лет экономия составит чуть менее 100 тысяч рублей.
Указанная выше сумма в 600-700 тысяч рублей за семь лет будет ориентиром для определения паритета общей стоимости владения, включая покупку. Если электромобиль дороже ДВС-аналога примерно на 600-700 тысяч рублей плюс-минус 5-10% (это разница в стоимости б/у автомобиля при продаже), можно говорить об экономической привлекательности электромобиля.
В целом мы можем быть близки к паритету общих расходов на владение только после уменьшения стоимости электромобилей на 20-30%, даже если при этом не будут введены субсидии. Более дешевые технологии и локализованное производство могут помочь достичь такого снижения в течение 2-3 лет, однако разница в ценнике в дилерском центре всегда будет психологически важнее одинаковой стоимости владения. В то же время для подержанных электромобилей ситуация иная. Сейчас на российском рынке б/у электромобилей пользуются популярностью модели первого поколения Nissan Leaf, которые привозят из Японии. Но если субсидии в Европе сохранятся в течение следующих нескольких лет, мы можем ожидать приток дешевых б/у электромобилей уже с европейского рынка с относительно низким пробегом и более свежей батареей по сравнению с японскими аналогами.