Производители электромобилей тестируют новые модели в самых суровых погодных условиях: как в пустынях, так и в заснеженных холодных регионах. Однако, лучше всего аккумуляторные батареи показывают себя в оптимальном температурном диапазоне. Стоит ли переживать об эксплуатации, если вы проживаете в городе с холодным или жарким климатом?

Температура и АКБ
Приверженцы автомобилей на «традиционном» топливе могут заявить, что ни за что не поменяют своего прожорливого «друга» на электромобиль. При этом забывают, что прилагают определённые усилия, чтобы двигатель внутреннего сгорания преодолел зимний или летний сезон без проблем. С электромобилями схожая ситуация – немного больше внимания аккумуляторным батареям, и вы с лёгкостью будете передвигаться на электрокаре, даже будучи в Красноярске или Краснодаре.
Естественно, при аномальных холоде/жаре на АКБ воздействуют законы физики и от этого никуда не деться. Батареи являются своеобразным топливным баком, откуда берётся энергия для того, чтобы привести автомобиль в движение, а также для питания электроприборов на борту. И основное преимущество аккумулятора не в том, чтобы иметь большой запас хода, а в его способности удерживать заряд.
Так, группа исследователей провела испытания, чтобы понять, насколько уменьшится процент заряда в зимний период. Итоги следующие: при температуре -20°C заряд литий-ионного аккумулятора падает до 77%. Получается, что 33% уходит только на то, чтобы справиться с неблагоприятными погодными условиями. Фанаты ДВС даже ехидно посмеялись, правда, стоит напомнить им, что зимой растёт и потребление топлива, и их «команда» точно не в выигрыше.
Теперь поговорим о жаре. Тепло в целом благоприятно влияет на состояние заряда литий-ионных батарей, но слишком высокая температура отрицательно сказывается на их эффективности. Долгое воздействие экстремальной жары в теории может сократить срок службы АКБ (хоть и незначительно).
Но погодные условия не являются основным фактором, влияющим на расход заряда аккумулятора. По большей части заряд уходит на поддержание комфорта в салоне. Что мы делаем, когда на улице слишком холодно или слишком жарко? Правильно, включаем обогрев или систему кондиционирования. При всё тех же испытаниях при -20°C, ёмкость АКБ снижалась до 54% при включённом обогреве на полную мощность.
Стоит признать, в этом плане автомобили с двигателем внутреннего сгорания имеют определённое преимущество, так как при работе ДВС выделяется достаточное количество тепла, которое можно направить на обогрев салона. Правда, за всё приходится платить: в Министерстве энергетики США посчитали, что в зимний период траты на топливо у владельцев стандартных автомобилей увеличиваются на 15%.
Летом у владельцев машин, работающих на бензине/дизеле, это преимущество теряется. По информации всё того же Министерства энергетики, в жаркий летний сезон расходы адептов ДВС вырастают уже на 25%. При этом у электромобилей запас хода не меняется вплоть до повышения температуры до +40°C.
Резистивные нагреватели и тепловые насосы
Для обогрева электрокара используются следующие технические элементы:
- Тепловые насосы.
- Резистивные нагреватели.
Тепловой насос «вбирает» тепло от горячих частей электромобиля и перемещает его в салон по мере необходимости. Это позволяет не тратить драгоценный заряд батарей для генерации тепла.
Резистивные нагреватели уже не настолько энергоэффективны, ведь в данном случае тепло генерируется за счёт сжатия хладагента, который движется по системе охлаждения. При сжатии хладагент нагревается и выделяется тепло. Сам процесс потребляет энергию АКБ.
Согласно исследованию NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration) электромобиль с тепловым насосом проезжает на 30% больше, чем такой же электрокар с резистивным нагревателем (естественно, при крайне низких температурах). Но главный плюс резистивного нагревателя – его эффективность. Он генерирует больше тепла, поэтому с ним будет попросту комфортнее в салоне.
Лайфхаки для сохранения заряда в экстремальных погодных условиях
- Кондиционирование на минимум. В жаркую погоду не переусердствуйте с настройками климат-контроля. Во-первых, это верная дорога к тому, чтобы переохладиться и заболеть, во-вторых, так будет существенно расходоваться заряд АКБ.
- Используете только нужное. Помните, что все включенные устройства в электромобиле расходуют его заряд. Портативные аккумуляторы, мультимедиа, даже музыку, если вы её не слушаете, стоит отключить.
- Подготовленность. Если электромобиль подключён к зарядке, лучше всего включить обогрев/охлаждение на полную, пока аккумуляторы получают заряд от сети. Так вы создадите комфортную температуру в салоне и не уменьшите запас хода.
- Экономичный режим. Почти каждый современный электрокар оборудован волшебной кнопкой «Эко». Данный режим разработан производителем, дабы уменьшить расход за счёт производительности. Ваша поездка не предполагает активной езды? Нажмите кнопку, а умная электроника сделает всё за вас.
- Режим рекуперации. Активируйте его, чтобы подзаряжать батареи при торможении.
- Тише едешь, дальше будешь. Оптимальная скорость для поддержания наибольшего запаса хода – не больше 80 км/ч. Свыше этой скорости в жару или суровой зимой время работы заметно сокращается.
Погода заставляет нас формировать гардероб: мы надеваем тёплую обувь, пальто и пуховики зимой, а затем меняем их на кроссовки, чиносы и футболки летом. Тоже самое и при эксплуатации любого автомобиля. Мы не отказываемся от поездки куда-либо, а просто соблюдаем правила «природной» игры. Поэтому любите свои электрокары и не давайте внешним условиям менять свои планы.
Фото взято из открытого источника Google.