За электромобилями будущее и скоро на всех дорогах России будут рассекать футуристичные бесшумные автомобили на электрической тяге. Но пока всё ещё возникают вопросы:

- Как работает электромобиль?
- Какие виды электрокаров бывают?
- Стоит ли покупать и какие существуют нюансы при покупке?
- Куда обращаться в случае поломки?
На всё это мы и постараемся ответить в данной статье.
Как устроен электромобиль и какой у него основной принцип действия
Принцип устройства электрокара ничем не отличается от обычного автомобиля: ходовая часть, кузов, элементы управления. Всё это нам знакомо. Основная фишка кроется в двигателе электромобиля, который разительно отличается от своих конкурентов, работающих на бензине или дизеле. У электродвигателя есть две основные части:
1. Статор.
2. Ротор.
Под влиянием магнитного поля, возникающего в статоре, ротор приходит в движение, где проходит индукционный ток. Затем электроэнергия попадает на обмотку мотора и преобразуется в энергию вращения. И получаемая энергия приводит в движение транспортное средство. В электродвигателе меньше движущихся частей, он более надёжен и не требует частого обслуживания. При этом выдаёт лучший КПД в сравнении с обычным двигателем внутреннего сгорания. Потому мы и видим больший крутящий момент и лучшие скоростные показатели.
Виды электромобилей
Электрокары проектируют для решения поставленных задач: перевозка пассажиров, груза, авто на каждый день, спорткар и т.д. Разделение довольно условное, но оно поможет понять, что электромобиль – не просто игрушка эко-активистов. Итак, существуют следующие виды автомобилей с электродвигателями:
1. Обычные электрокары. Это привычные нам легковые автомобили, которые мы уже можем встретить на улицах нашего города (Tesla, JAC, Audi e-Tron, BYD, Nio).
2. Внутригородские электрокары. Маломощные, с небольшими габаритами, часто ограничены в скорости. Идеально подходят для передвижения на небольшие расстояния.
3. Общественный транспорт. Привычные нам троллейбусы, трамваи и электробусы (например, улицы Москвы недавно заполнили автобусы с электродвигателями). Электромобили давно пришли в жизнь города и успешно справляются с перевозкой десятков тысяч пассажиров каждый день.
4. Грузовой транспорт завоёвывает всё большую популярность для внутренних перевозок по городу. Но Tesla уже активно тестирует седельный тягач Semi с запасом хода в 800 км, который будет конкурировать с дальнобойными дизельными тягачами.
5. И многие другие, вроде трициклов, микроэлектромобилей, созданных энтузиастами или небольшими компаниями, которые не получили большой популярности.
Стоит ли покупать электромобиль? Нюансы при покупке.
Забегая вперёд – стоит. Однозначно. И сейчас мы объясним почему. Первым неоспоримым плюсом будет выгода. Давайте рассмотрим на конкретном примере: возьмём самый популярный электрокар в России Nissan Leaf. А в противоположном углу ринга поставим бензинового «собрата» Nissan Note с двигателем 1.6 литра.
Note тратит примерно 7,5 литров бензина на 100 км в городском режиме. Возьмём цену за 1 литр бензина в 50 рублей. Среднегодовой пробег составляет около 15 тысяч километров. Итого: 7,5 литров × (15 000 км / 100) × 50 = 56 250 рублей в год только на бензин. Прибавьте сюда ещё оплату за парковку, расходы на замену свечей, масла, ремня ГРМ и выйдет совсем уж неприятная сумма.
С электромобилем всё на порядок проще. Средний расход Leaf составляет 17 кВтч на 100 км пробега. Стоимость 1 кВт около 3 рублей. Подставляем формулу выше и получаем 7 650 рублей. Что более чем в 7 раз меньше, чем у бензинового Nissan Note и это без учета обслуживания и паркинга. Если мы будем заряжать автомобиль ночью (а так чаще всего и делают владельцы электромобилей), то 1 кВт обойдётся нам в 2 рубля. А значит и годовая зарядка выйдет всего в 5 тысяч рублей.
Что касается планового технического обслуживания электрокара: вас ждёт только замена масла в редукторе, проверка остаточного ресурса батареи и диагностика двигателя. Судьи вынесли вердикт, победа достаётся Nissan Leaf!
Можно рассмотреть и авто премиум-класса. Сравним BMW M5 и…BYD HAN EV! Неожиданно, правда? BYD – электромобиль, родом из Китая. 494 лошадиные силы, разгон до ста за 3,9 секунды, запас хода 550 км. Стоит такой автомобиль 4 миллиона 300 тысяч рублей. А что может BMW? 626 л.с. и разгон до ста занимает 3,3 секунды. Ага! Значит BMW лучше, отметит догадливый читатель. Да, но...Есть один существенный нюанс. Чтобы выиграть у BYD жалкие 0,6 секунды, придётся переплатить 5,3 миллиона рублей! А также заплатить налог в год около 200 тысяч налога. И не забываем про расходы на бензин и техническое обслуживание. Кстати, такой статьи расходов у владельца BYD HAN EV не будет. Выводы делайте сами.
Также отметим, что в Москве плата за парковку электромобиля не взимается, да и почти на всех зарядных станциях можно заряжаться бесплатно, благодаря внесённым поправкам в местное законодательство Департаментом транспорта. И многие регионы России опираются на похожую схему при развитии электротранспорта на местном уровне.
Власти поощряют покупку и использование электромобилей не просто так. В больших городах с высокой плотностью населения автомобили с ДВС создают много шума и выбрасывают в атмосферу огромное количество отработанных газов. Электромобили призваны решить эту проблему, ведь они не выделяют выхлопов и практически бесшумны.
Вторым плюсом при покупке электрокара будет его динамика. Водитель такого автомобиля получает максимальный крутящий момент с первых секунд старта, что сделает вас первым в заезде на квотер.
Раз уж мы заговорили о скорости, то стоит сказать и о безопасности. Конструкция электромобиля предполагает размещение батарей в полу, тем самым создавая низкий центр тяжести, что делает машину устойчивее при поворотах или резких манёврах.
Нюансы при покупке
Принимая решения о покупке, учтите только один нюанс: инфраструктура в регионах. Электромобиль – прекрасный образец инженерной мысли и высоких технологий. Однако, в России не везде создана удобная инфраструктура для таких автомобилей. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Челябинск) активно развиваются зарядные станции и сервисы по обслуживанию. В других городах можно зарядиться не на каждом углу, но любителей электромобилей не остановить. Домашние станции и обычные розетки на 220В точно не оставят вашего электрического друга без движения. Тем более, что постепенно реализуется множество проектов по улучшению инфраструктуры для комфортной эксплуатации электрокаров. И в скором времени зарядных станций в России будет больше, чем стандартных заправок.
Возьмут ли электромобиль на ремонт в сервис?
Рано или поздно (скорее всего поздно) электромобиль может сломаться. Да, такое случается. Когда вы владеете стандартным авто, то стоит ввести в 2ГИС «ремонт авто» и в выдаче сразу появится огромный список СТО на любой вкус. А что, если требуется починить электромобиль? Возьмутся ли за такое?
Да, возьмутся. Если вы купили электромобиль у официального дилера, то добро пожаловать на СТО автосалона, где все работы будут проводиться профессионалами с последующей гарантией.
А что по запчастям? Для владельца нового автомобиля найти запчасть не составит проблем. У дилеров в наличии всегда есть необходимые запчасти (в крайнем случае они легко могут заказать их у изготовителя). Забегая вперёд отметим, что сложностей в поисках запчастей не будет и у владельцев б/у машин. Развитие маркетплейсов облегчило жизнь владельцев автомобилей всех видов. Любую запчасть можно заказать и привезти из любой точки мира за несколько дней.
Если вами был приобретён б/у электрокар, то ситуация чуть сложнее. Да, с запчастями всё также нет проблем, но сам ремонт электрокара требует участия квалифицированного персонала, и условный «дядя Ваня» вряд ли поможет. Кстати, что касается современных автомобилей с ДВС, то ситуация тут схожая. Двигатели внутреннего сгорания становятся всё сложнее в ремонте, так что приехать с современной машиной в кустарный автосервис может выйти боком.
Спрос порождает предложение, поэтому количество автосервисов, предлагающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию электромобилей, неуклонно растёт. И если 10 лет назад при запросе в Гугле «ремонт электрокара» выдача сиротливо предлагала вам 2-3 сервиса, то теперь появилось огромное количество сертифицированных СТО и с каждым годом их будет только больше.