Не так давно Минэкономразвития совместно с Минпромторгом согласовало скидку для россиян, которые соберутся приобрести себе в пользование электромобиль.

Скидка будет неплохая – целых 25%! Но надо соблюсти два условия: электрокар должен стоить до 2,5 миллионов рублей, а также быть российского производства (либо собран в России). Кстати, власти по всей видимости не собираются продлевать бестаможенный ввоз экологического транспорта в нашу страну, так что с 2022 года при завозе электрокара на территорию РФ надо будет вновь платить пошлину.
Таким образом, правительство шаг за шагом реализует свои планы по поддержке производства электромобилей в России. Хм, а есть те, кого можно поддержать? Ещё как!
Что представляет из себя скидка на электромобиль
Сперва разберёмся, что за скидка такая и с чем её «едят». Первый этап будет действовать до 2023 года: в это время 25%-й дисконт будет доступен для электромобилей крупноузловой сборки, лишь бы их собирали в РФ.
С 2024 года требования ужесточатся: на территории России нужно будет не только прикручивать детали «оперения», но и производить сварку и окраску кузова или ставить российские батареи. Если этап окраски/сварки давно откатан в нашей стране (например, у нас собирают Hyundai Solaris, Renault Duster, VW Polo), то с аккумуляторами будет сложнее.
В 2026 году всего вышеперечисленного станет мало для предоставления дисконта, а значит нужно ставить отечественные аккумуляторы. То есть будет недостаточно собирать автомобиль на месте, придётся устанавливать в него батареи от российских производителей.
Кстати, как уже было сказано, скидка будет применяться к электромобилям, стоимость которых не превышает 2,5 миллионов рублей. А значит всё, что дороже JAC iEV7S, Nissan Leaf или VW ID.3 не будет попадать в программу субсидирования.
На какие модели электрокаров дадут скидку?
- Коммерческий транспорт. Пока единственная модель, которая отвечает всем заявленным требованиям – Gazelle e-NN. «Электро-Газель» пока что изготавливаются штучно, да и стоят около 6 миллионов рублей, но если правительство готово оплатить 25% от стоимости, то можно задуматься. Непосредственным конкурентом «Газели» является Ford Transit с электрическим двигателем. Их собирают на заводе в Татарстане, методом мелкоузловой сборки (с окраской и сваркой кузова).
- Все марки, которые договорятся с «Автотором». Данная компания предлагает услуги иностранным автоконцернам обходить таможенные пошлины, благодаря расположению в особой экономической зоне – Калининграде. А теперь применим немного дедукции:
а) Компания «Автотор» заявляет, что к 2023 году планирует начать разработку и производство электромобилей.
б) Автопроизводители-партнёры «Автотора», а это Hyundai, Kia, General Motors и BMW заявили, что будут выводить новые модели электрокаров на российский рынок. В том числе, модели Ioniq 5 от «Хёндэ», Hummer и Cadillac Lyriq от GM, кроссовер iX, седан i4 и Mini Cooper SE от BMW.
в) Никто из них не анонсировал открытие заводов по мелкоузловой сборке электрокаров на территории Российской Федерации. Однако, правительство предлагает скидку в 25%, а «Автотор» готов помочь со снижением таможенных сборов. Странно будет не воспользоваться таким предложением.
У Hyundai, Kia, Volkswagen Group, Stellantis, Nissan, Ford, Toyota, Renault давно имеются мощности для мелкоузловой сборки на территории нашей страны. Но они ориентированы на производство бензиновых и дизельных автомобилей, а сколько придётся вложить средств для открытия линий по сборке электромобилей – знает только отдел финансового планирования.
Кстати, в России есть собственные компании, разрабатывающие электромобили: та же Кама-1 или стартап Zetta. Они вполне имеют право на существование, а с правительственным субсидированием, так вообще становятся привлекательной покупкой.
Не стоит сбрасывать со счетов и АвтоВАЗ. Он является частью автомобильного конгломерата Renault/Nissan/Mitsubishi, а значит, у него есть доступ к опыту и технологиям по производству электромобилей этих брендов. Так что, вполне вероятно, в скором времени нас ждёт серийная электрическая версия LADA за вменяемые деньги.